Строительство моста.

УТЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Согласно глобальному отчету Программы ООН (ПРООН) о человеческом развитии

за нынешний год, в рейтинге стран Белоруссия переместилась с 57-го на 53-е

место.

Отчет для ПРООН готовится ежегодно независимой группой экспертов и включает

целый ряд показателей. В частности, учитываются средняя продолжительность

жизни, уровень грамотности, общее благосостояние. Республика Белоруссия,

как следует из документа, сохраняет самый высокий среди стран СНГ

показатель индекса человеческого развития. Это обусловлено, по мнению

экспертов, прежде всего высоким уровнем ВВП на душу населения. Россия,

например, по этому показателю уступает Белоруссии два пункта. На один пункт

возрос в нашей стране индекс продолжительности жизни. По этому показателю

Белоруссия переместилась среди стран СНГ с четвертого места на третье,

уступив Грузии, Армении и Азербайджану.

Вместе с тем некоторые экономисты утверждают, что нынешнее экономическое

положение республики свидетельствует о приближающемся ухудшении.

ОСОБЕННОСТИ СООРУЖЕНИЯ ВАНТОВЫХ МОСТОВ

Еще недавно висячие мосты многие специалисты относили к рисковым

сооружениям, и строительство каждого такого моста не только широко

обсуждалось, но и критиковалось. К началу нового века висячих мостов

построили в разных странах так много, что они стали рассматриваться как

рядовые сооружения, но требующие высокой точности инженерных решений и

расчетов.

Увеличение длины подвесных пролетов мостов стало фактором престижа и

соревнований между странами. Но проектировщики висячих мостов уже не

удовлетворяются показателем «самый длинный подвесной пролет моста» — еще

одним показателем стала ширина моста.

Уже близится к завершению строительство самого широкого в мире вантового

моста в США. Этот мост через реку Чальз в Бостоне шириной 56 метров

рассчитан на 10 полос движения автотранспорта и является частью

крупномасштабного комплексного проекта транспортной городской

инфраструктуры. Особенностями этого сооружения стали также его

ассиметричность и одновременное применение стальных и железобетонных

конструкций в пролетных строениях на основе новых технологий возведения.

Новый мост стоимостью 86,4 миллиона долларов заменит существующий мост на

реке Чальз с шестиполосным движением в 2002 году, а до этого времени старый

мост будет эксплуатироваться.

Главными несущими конструкциями моста общей длиной 444 метра с главным

подвесным пролетом длиной 224 метра являются две пустотелые опоры в виде

перевернутой буквы «Y», расположенные по берегам реки. Канаты, расходящиеся

от гигантских опор, поддерживающих пролетное строение моста, имеют разную

высоту. Одна из них — 96,6 метра, другая — 88,5 метра. Между ними будет

пропускаться транспорт по восьми полосам движения магистрали I-93.

Другой довольно широкий и ассиметричный вантовый мост строится в Денвере,

административном центре американского штата Колорадо. Его длина всего 40

метров, а ширина составляет 27 метров с одного конца и увеличивается до 37

метров на другом. Мост рассчитан на движение поездов метро и с двух сторон

имеет пешеходные дорожки.

Ассиметричный мост с единственной мачтовой опорой, расположенной с одной

стороны моста, выглядит совсем необычно. Мачтовая опора, суживающаяся

кверху, еще и немного наклонена для лучшего восприятия усилий растяжения от

канатов. От мачты расходятся 20 канатов диаметром 65 миллиметров,

удерживающих пролетное строение. С другой стороны мост заанкеривается в

грунте с помощью пяти канатов-оттяжек диаметром 115 миллиметров. Сложное

перераспределение усилий в конструкциях в целом было просчитано с помощью

компьютерного моделирования.

Еще один висячий мост сооружается на реке Миссисипи, близ Гринвилла, в

штате Миссисипи. Его строительство только начинается и завершится в 2005

году. Он станет мостом с самым длинным вантовым пролетом в США — 420

метров, также заменит существующий старый мост, ширина которого не

удовлетворяет потребностям возросшей интенсивности движения транспорта.

Ширина нового моста составит 24 метра. Он будет сооружен на высоте 19,8

метра, это обеспечивает беспрепятственный пропуск судов.

Высота опорных пилонов — 188 метров, считая от основания кессонных

фундаментов. Стоимость строительства оценивается в 106 миллионов долларов.

Проект моста разработан фирмой HNTB Corporation из Канзас-Сити, штат

Миссури. Эта же фирма занята проектированием следующего моста, главный

висячий пролет которого будет еще больше — 457 метров. Так что новый рекорд

не за горами.

В испанском Толедо строится вантовый мост общей длиной 2640 метров с

главным подвесным пролетом длиной 184 метра. Его особенностью является

пилон, возвышающийся на 79,5 метра над пролетным строением, но не простой,

а облицованный стеклом.

Толедо широко известен в мире как город стекла, и при строительстве моста

было решено использовать именно этот материал. Начиная с отметки 20 метров

от уровня настила моста, по которому пройдет автодорожная магистраль 280,

пилон до самого верха будет остеклен. Идея проектировщиков из фирмы Figg

Engineering Group заключается в смене освещения за стеклом. В каждый новый

сезон цвет будет меняться.

Оценочная стоимость проекта — 147 миллионов долларов.